Оноре Мерсье – премьер-националист

Этой статьёй я завершаю описание исторических персонажей из квебекской мыльной оперы Les Pays d’en haut. Последним из них будет знаменитый премьер-министр, именем которого названы здесь город и мост, а также много чего прочего, Оноре Мерсье (Honoré Mercier). В сериале он изображён достаточно мутным персонажем, заигрывающим с клерикалами вроде архиепископа Фабра (о котором я писал ранее). Но на самом деле, Мерьсе был фигурой масштабной и оставил существенный след в истории Квебека и Канады.

Наш сегодняшний герой происходил из фермерской семьи, предки которой поселились в Квебеке ещё в 17 веке, и родился 15 октября 1840 в городке Saint-Athanase (ныне Iberville). Отец его поддерживал движение патриотов, боровшихся за независимость Канады, за что заехал на тюрьму, после того как помог двум товарищам сбежать в США. Потому молодой Оноре вырос в соответствующей обстановке.

Ещё будучи учеником колледжа св. Марии в Монреале, он проявил незаурядные лидерские, организаторские и ораторские способности. В юности он рассматривал для себя следующие четыре варианта карьеры: художник, юрист, военный или священник. В итоге в 21 год он начал подвизаться на юридическом поприще кем-то вроде стажёра в юридической конторе в небольшом городке Saint-Hyacinthe. Его наниматели ввели его в кружок местных либералов. В это же время он знакомится со своей будущей женой Леопольдиной Вуавин, опекун которой выдвинул условие, что для их брака Мерсье должен иметь стабильный заработок. В связи с этим Оноре пришлось забить на изучение права и устроиться редактором в местную газету Le Courrier onde Saint-Hyacinthe. Данная должность позволила Оноре, который был в каждой бочке затычка, публично высказывать своё мнение по всевозможным вопросам. 60-е годы 19 века были вообще довольно турбулентным для Канады периодом, в результате которого образуется доминион Канада во главе с первым премьер-министром Джоном Александром Макдональдом, голову статуи которого в Монреале не так давно оторвали протестующие индейцы и им сочувствующие. В эти годы шло достаточно бурное обсуждение будущего конфедерации. Мерсье активно выступал против этого процесса, так как считал, что он затевается не в интересах франко-канадцев. Из-за этого ему пришлось бросить работу в газете, так как её владельцы требовали, чтобы газета, наоборот, поддерживала конфедерацию.

В это время Оноре возвращается к изучению юриспруденции, испытывая значительные финансовые затруднения. Однако в конце концов его усилия увенчались успехом, и он смог заработать себе репутацию лучшего уголовного юриста в регионе, что позволило ему, наконец, жениться на Леопольдине в 1866 году. Но семейное счастье было недолгим. Жена, отличавшаяся хрупким здоровьем, умерла в 1869 году.

После этого Мерсье на некоторое время полностью посвятил себя работе и общественной жизни. В этот период он в том числе организовывал концерты и лекции в пользу раненых во время франко-прусской войны французских солдат и пел на улице Марсельезу, когда было объявлено об окончательной победе пруссаков.

В 1871 году Мерсье основал Национальную партию федерального уровня, заручившись поддержкой диссидентов из либеральной и консервативной партий, стремящихся поставить национальные интересы выше партийных. В этом же году он повторно женился на родственнице своего друга Виржини Сан-Дени, которая была младше его на 13 лет.

Вновь созданная партия начала весьма бодро, и Оноре был избран в федеральную Палату Общин. Там он был в оппозиционной коалиции в Либеральной партией. Но от его пламенных радикальных спичей в парламенте охренели не только консерваторы во главе с премьер-министром Макдональдом, но и либералы во главе с Александром Маккензи. И потом, когда в 1873 из-за коррупционного скандала с Тихоокеанской Железной дорогой репутация консервативной партии была подорвана, и правительство Макдональда пало, пришедший к власти Маккензи решил не включать в своё правительство членов Национальной партии. Национальная партия после этого захирела и, большей частью, влилась в ряды либеральной.

Обескураженный такой неудачей Мерсье сосредоточился на юридической практике и семейной жизни, а также бизнес-проектах, связанных с развитием Сан-Гиацинта. Однако политическую деятельность он также окончательно не забросил. В 1978 помер член провинциального парламента он Сан-Гиацинта Пьер Башан. В правительстве провинциального премьера Жоли он занимал важное место. И на замену ему Жоли искал яркого и блестящего оратора, который был бы способен поставить на место восходящую звезду консервативной парии Шаплё. 1 мая 1879 года Жоли назначил Мерсье генеральным прокурором, а в следующем месяце при поддержке либеральной партии Квебека он был избран депутатом от Сан-Гиацинта.

В этом время во власти был очередной кризис. Радикалы как от либеральной, так и от консервативной партии пытались сотрясать основы, тогда как более умеренные ядра обеих партий на этом фоне были готовы даже на коалицию ради поддержания стабильности. Мерсье в этих условиях пытался лавировать в мутных политических водах, но на этот раз что-то опять пошло не так, и, в результате сильной политической игры федерального премьера Макдональда, квебекские либералы потеряли свои позиции.

В 1881 году Оноре перевозит свою семью в Монреаль и открывает там юридический бизнес, решив отойти от политической деятельности. Однако кореша из либеральной партии затащили его обратно. Жоли покинул в 1883 году пост главы либеральной партии Квебека, предложив своим преемников Мерсье. На посту лидера партии он отмежевался от радикалов, заигрывал с католической церковью, которая тогда имела огромное влияние на избирателей в провинции, и противодействовал политике централизации, производимой федеральным правительством.

В 1885 году на территории нынешних Саскачевана и Альберты случилось очередное восстание метисов во главе с Луисом Риэлем. Волнения метисов и Луис Риэль сами по себе заслуживают отдельных статей. Восстания эти и их лидер нашли в Квебеке изрядную долю сочувствия. Последовавшие после поражения суд на Риэлем и его казнь вызвали сильнейшее возмущение в Квебеке, в связи с чем популярность консерваторов в провинции пошатнулась самым серьёзным образом. Квебекские консерваторы отделились от консерваторов федеральных и сформировали Национал-консервативную партию.

Мерсье развернул агитацию на предмет того, что типа посмотрите, как распоясались эти англофоны, притесняют и вешают наших братьев-метисов. Также он высказывал идеи, что Квебек должен усилить свои позиции в федерации и стать защитником всех франкофонов в Северной Америке.

На этой волне, проведя напряжённую избирательную кампанию, Мерсье стал главой провинциального правительства в январе 1886 года. Будучи во главе правительства, он проявил себя как авторитарный лидер, при этом не боящийся общаться с избирателями посредством популярной прессы, что в те времена было занятием весьма неортодоксальным. Помимо донесения своих идей Мерсье с большой энергией взялся за упорядочение работы правительства и провинциальных финансов. Одновременно с этим он заигрывал с клерикалами.

На должности главы правительства Квебека Мерсье вообще развил бурную деятельность и добивался успешного выполнения поставленных задач. Правительство строило железные дороги, занималось колонизацией Квебека при деятельном участии кюре Лабеля, который был, по сути, заместителем Мерсье в департаменте сельского хозяйства и колонизации. Кюре Лабелю я посвятил ранее другую статью. Также был основан центральный совет здравоохранения, иммиграционный офис в Монреале. Были назначены первые в истории Квебека фабричные инспекторы, которые следили за соблюдением трудового законодательства и санитарных норм на фабриках.

В 1888 году правительство Мерсье основало вечерние школы для рабочих, а также начало модернизировать дорожную сеть, чтобы способствовать колонизации, а также логистике молочного производства.

Однако деятельность Мерсье стала потихоньку вызывать раздражение у англофонных элит. Также англофоны опасались экспансии франкофонов из Квебека далее на запад.

В 1890 году Мерсье выиграл на выборах свой второй мандат на формирование правительства. Однако правительство его начало погрязать в коррупционных скандалах. Мерсье, который не считал себя ни в чём виновным, уделял мало внимания защите своей репутации. В итоге в результате упомянутых скандалов и интриг, а также назначенного расследования деятельности кабинета министров, лейтенант-губернатор Квебека отстранил Мерсье от должности 16 декабря 1891 года. В марте 1892 года прошли выборы, после которых люди Мерьсе уже не имели большинства в парламенте. А в октябре он предстал в качестве обвиняемого в коррупции в уголовном суде Квебек-сити, однако был оправдан.

Мерсье триумфально вернулся в Монреаль. Однако его финансовое положение и здоровье были изрядно подорваны судебными перипетиями. В Монреале он начал юридический бизнес с двумя молодыми партнёрами, однако довольно скоро обанкротился.

Несмотря на развившийся диабет, Мерсье смог опять вернуться в политику уже как депутат от Либеральной партии в 1893 году. Вдохновлённый новыми возможностями, он начал агитацию за дальнейшую эмансипацию и деколонизацию Канады, а также движение к республиканской форме правления. Такие демарши, конечно, не могли не вызвать бурлений известной субстанции. А тем временем здоровье Оноре Мерсье продолжало ухудшаться. В августе 1894 года он был госпитализирован в госпиталь Notre-Dame, где и преставился 30 октября того же года. К месту последнего упокоения его гроб провожала толпа в 70 тыс. человек.

Оноре Мерсье прожил бурную политическую жизнь и, несмотря на сопровождавшие её скандалы, остался в памяти жителей Квебека как патриот и выдающийся государственный деятель, проделавший большой объём работы как для экономического, так и общественного развития провинции.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

%d bloggers like this: