Сегодня речь идёт об очень своеобразной и интересной партии: Квебекской. В настоящий момент она имеет всего 7 мест в парламенте. Но так было не всегда.
Основана Квебекская партия была в далёком 1968 году, когда в Квебеке происходила так называемая Тихая революция. Несмотря на своё название, была она весьма нетихой: в провинции вовсю действовали радикалы, взрывающие всё и вся и убивающие функционеров правительства. Основал партию журналист Рене Левек (René Lévesque), ставший впоследствии премьер-министром провинции и фактически отцом нынешнего Квебека как мы его знаем.
Роль, которую партия сыграла в истории современного Квебека – огромна. Партия неоднократно формировала правительство Квебека и дважды пыталась провести референдумы о фактической независимости Квебека с разной степенью успешности, но всякий раз их проигрывала, хотя в последний раз для победы не хватило 1 процента голосов. Надо понимать, что вообще законодательно выход провинций из федерации не предусмотрен. Но, естественно, результаты референдума в случае его успеха стали бы опорной точкой в переговорах с федеральным правительством, и отмахнуться от них последнее, конечно, не смогло бы.
Однако в последнее время ныне правящая партия CAQ нанесла Квебекской партии довольно ощутимое поражение, отжав как значительную часть электората, так и членов партии. Лидер CAQ Франсуа Лего, по сути, создал клона Квебекской партии с игрой на той же политической платформе, разве что густо приправив ещё и махровым популизмом. При этом CAQ предлагает не ломиться напролом с референдумом о независимости, а отжимать суверенитет постепенно, тихой сапой. И это в условиях сильнейшего кризиса лидерства в основных федеральных партиях, по-видимому, действительно рабочая стратегия.
Политическая платформа партии – левая социал-демократическая, националистическая и сепаратистская. Однако пункт про независимость Квебека время от времени исчезал из повестки партии. Но в нынешнюю политическую кампанию он опять появился, и в рекламе партии по ТВ это, по сути, основной пункт. Типа только независимость может спасти нашу идентичность. В остальных пунктах программы партия, как водится, за всё хорошее и против всего плохого. В частности, предлагается навести порядок с преступностью и трафиком оружия, обеспечить всем детям место в субсидируемых детских садах, усугубить борьбу с климатом путём инвестиций в общественный транспорт. При этом партия отрицает необходимость снижения налогов, так как это приведёт к недофинансированию государственных служб, а борьбу со снижением покупательной способности граждан предлагает вести адресно.
Также следует упомянуть, что в последнее время в Квебеке рядом партий (в большей степени Либеральной) педалируется тема реструктуризации системы ухода за пожилыми членами общества. Традиционно здесь при частичной или полной потере автономности старики отправлялись в государственные или частные дома престарелых. Однако старение общества и дефицит в финансировании данной сферы заставил обратиться к практике ухода за стариками в семье при помощи социальных и медицинских работников, что, на мой взгляд, правильная тенденция, позволяющая улучшить качество жизни людей, более рационально при этом расходуя средства. Так вот Квебекская партия тоже не осталась от данной темы в стороне и предлагает двигаться в указанном направлении.
Лидер партии – 45-летний Поль Сен-Пьер Пламондом (Paul St-Pierre Plamondon) юрист и журналист по роду занятий.
В местности, где я живу, большинство граждан – махровые сепаратисты и националисты. И ранее обычно они выбирали кандидатов от Квебекской партии и Квебекского блока (на федеральном уровне), но уже на выборах 2018 года по нашему округу депутата от Квебекской партии сменил какист. На нынешних выборах, похоже, данная тенденция, по всей видимости, сохранится.